Суббота, 24.06.2017, 23:47
© Beer Lovers Radio Club International
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Latest spots
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 172
 
Главная » 2009 » Апрель » 26 » Все про IRC (история возникновения и их "кругооборот" Георгий Члиянц (UY5XE)
19:38
Все про IRC (история возникновения и их "кругооборот" Георгий Члиянц (UY5XE)

 В связи с введением в обращение с 1 января 2010 г. IRC (купона) нового образца (т.н. "Hайроби"), целесообразен нижеследующий материал.

IRC


 Во многих странах существует документ, носящий название "Почтовые правила (кодекс)", один из параграфов которого гласит: "В оплату международной корреспонденции могут приниматься международные ответные купоны, выпускаемые "Международным бюро Всемирного почтового союза [ВПС (UPU) - прим. авт.]". Этот купон в обиходе носит название IRC (сокрашенно от "International Reply Coupon"), хотя на самом купоне - по-французски (официально принятый для общения язык в рамках ВПС) на его лицевой стороне он обозначен как: COUPON - REPONSE INTERNATIONAL.
 ВПС, созданный в 1874 г. (одним из его основателей был генеральный
почмейстер Германии Генрих Стефан), с самого начала своего существования делал попытку создания единой почтовой марки для стран - своих членов, но из этого ничего не вышло. И только на Всемирном почтовом конгрессе (Рим, 1906 г.) было принято решение ввести в обращение IRC. Монополия на их изготовление (сохраняется и по сегодняшний день) была предоставлена швейцарской типографской фирме "Бензигер и Ко" ("Benziger & Co"), расположенной в местечке Эйнсиделн (S.A. Einsiedeln).
 Координирует же всю работу по IRCs - Международное бюро ВПС (IB UPU), которое находится в Берне.
 Первые купоны поступили в обращение 01.11.1907 и, кстати, сразу стали предметом профессионального их коллекционирования. Серии выпусков IRCs стали получать свои условные названия от городов, где проходили очередные конгрессы ВПС и на которых утверждались их новые образцы. Так купоны "Рим" имели "хождение" в 1907-29 гг., "Лондон" - 1930-59 гг., "Вена" - 1960-66 гг., "Токио" - 1967-74 гг., "Лозанна" - 1975-2006 гг. (впервые, за почти семидесятилетнюю историю, IRC изменило свой цвет - с синего на зеленый).
 Примечание: Следует отметить, что имело место реализация купонов с датой их продажи уже после срока прекращения действия данной серии (например: "Вена" - в 1967-69 гг., "Токио" - в 1975 г. и др.). Видимо, приведенные случаи были связаны с избыточным их количеством печатания по предварительному заказу в IB UPU.
 Надписи (о их назначении) на титульной стороне IRC сначала были на двух языках - французском (об этом говорилось выше) и языке той страны, по заказу которой они печатались. Hачиная с "Лозанны", на титульной стороне она стала только на французском, а на оборотной - на нескольких (дублирующих свое текстовое содержание, изложенное на титульной стороне): "Рим" - на пяти: английский, арабский, китайский, испанском и русский; а начиная с "Лондона", надписи стали на шести языках - добавился немецкий) и в правом верхнем углу появилась надпись "FORMULE C22". IRC "Вена" отличался от "Лондона" изменением надписей в прямоугольниках левой и правой колонок титульной стороны, а надпись "FORMULE C22" была изменена на просто "С22". У IRC "Токио" стал другой внешний вид титульной стороны.
 Hадписи на нескольких языках "привязаны" к официальным языкам общения в рамках ООН.
 Hадпись о их назначении (на "Риме", "Лондоне" и "Вене") гласила: "Этот купон во всех странах Всемирного почтового союза обменивается на почтовую марку или марки на сумму представляющую собой стоимость оплаты простого письма в одну единицу веса по адресу за границу".
 Примечание: Одна единица веса, равная 20 г., была установлена в 1906 г. и сохранена до настоящего времени.
 Hадпись на "Токио" стала несколько отличной от предыдущих трех выпусках: "Этот купон обмениваеся во всех странах Всемирного почтового союза на одну или несколько почтовых марок, представляющих стоимость оплаты простого письма в одну единицу веса по назначению".
 Принимая во внимание, что не все посылают свои почтовые отправления на одно и тоже расстояние и одним видом транспорта (что по затратам было экономически не выгодно ни почтовым ведомствам, ни пользователям), ВПС, начиная с 1992 г., выпустил в оборот уже две разновидности "Лозанны" - "авиа" и т.н. условно "наземные", которые несколько отличаются друг от друга по определению их назначения. Их текст стал гласить - на "авиа" (в правом верхнем углу этот IRC имеет обозначение "СN 01"): "Этот купон обменивается во всех странах Всемирного почтового союза на одну или несколько почтовых марок, представляющих минимальную стоимость оплаты приоритетного отправления или простого письма, отправляемого за границу воздушным путем"; а на "наземном" (проще назвать "поверхностном", т.к. имеется в виду поверхность Земли: суша или море - он в правом верхнем углу имеет обозначение "С 22"): "Этот купон обменивается во всех странах Всемирного почтового союза на одну или несколько почтовых марок, представляющих минимальную стоимость оплаты простого письма, отправляемого за границу наземным путем".
 В 90-х годах подавляющее большинство стран для своих нужд стали заказывать купоны "чистыми", т.е. абсолютно единого образца без всяких надпечаток его номинальной стоимости.
 В середине 90-х годов IRC "Лозанна" стал выпускаться только одного вида - с надписью "CN 01 (ancien C 22)" - т.е. стал единым (вместо ранее выпускавшихся "авиа" и "наземных"). Текст его назначения был видоизменен - "Этот купон обменивается во всех странах Всемирного почтового союза на почтовые марки, представляющие минимальную стоимость оплаты простого приоритетного отправления или простого авиаписьма, отправляемого за границу".
 Hа IRC выпуска до 2002 г. страну-заказчика можно было определить по надпечатке (в средней его части на IRC), в которой печаталась его номинальная (на момент выпуска) стоимость (например: 95 cents - для США, 1800 Lire - для Италии и т.д.). Появлялись купоны, которые почтовые ведомства одних стран "перекупали" у других и затем самостоятельно делали свои допечатки их номинальной стоимости. В связи с девальвацией, инфляцией, изменением почтовых тарифов или названия валюты появлялись IRCs с соответствующими пометками и дополнениями. Иногда это делалось либо надписью прямо от руки, либо наклейкой на недостающую сумму почтовых марок.
 С целью усиления защиты от подделки, с 1.01.2002 внешний вид "Лозанны" был существенно видоизменен: надпись стала только "CN 01"); увеличен на 30% размер; на тит. стороне (в несколько цветов) изображен "японский мотив";
впервые указан срок окончания его действия (до 31.12.06) и на обратной стороне стал наноситься штрих-код страны-реализатора IRC. Причем, любая выпуск "Лозанны" имела право на равнозначное нахождение в обороте до данного срока.
 С 1.07.2002 IRCs "Лозанна" нового образца стала появляться в продаже и в почтовых отделениях стран СHГ, т.е. официально ими заказанными через IB UPU - о чем говорят соответствующие на них надпечатки и которые стоили уже дороже их номин. стоимости.
 Ежегодно печатаемые тиражи купонов зависят от поступающих суммарных заказов почтовых ведомств стран-членов ВПС. Так, например, в 1986 г. для Самоа их было отпечатано всего 500 штук, а для ФРГ - 1 млн. Всего же в тот год их тираж для 69 стран составил 5.299.300 штук. В первые годы нового столетия их тираж уменьшился (в мире ежегодно продается в среднем 2,2 млн. купонов).
 С 01.01.2007 по 31.12.2009 в оборот было введено IRC нового образца (т.н. "Украинский вариант"), дизайн которого разработан украинским графиком Владимиром Тараном. В основе его сюжета был использован фрагмент одной из картин Микеланджело.
 Национальные почтовые ведомства приобретают IRCs в IB UPU по 0,74 SDR (условная денежная единица, применяемая МВФ и которая используется при всевозможных международных экономичеcких расчетах).
 К сожалению, пока еще не все почтовые ведомства государств-членов СНГ заказывают в IB UPU для своих нужд IRCs и поэтому официально их купить на почте либо невозможно совсем, либо - можно, но только по т.н. коммерческому курсу (сданные на почту населением).
 Для начинающих коротковолновиков есть смысл разъяснить как происходит "классический" кругооборот IRC, объясняющий его прямую суть и назначение? Приобретая в своем почтовом отделении купон, покупатель оплачивает его как номинальную стоимость, так и стоимость его изготовления, транспортировки, хранения и т.д. При этом, почтовый работник купон "полугасит" - т.е. ставит в левой его части почтовый штамп/штемпель (правда, бывают случаи, когда купоны, в нарушении единых правил ВПС, поступают корреспонденту его отправителя либо без штампа, либо - он проставлен в правой его части). Данные нарушения правил ВПС теоретически, а часто и практически для коротковолновиков могут иметь негативные последствия (см. ниже по тексту). Получая письмо, IRC сдается в свое почтовое отделение и взамен его получателю выдается соответствующая почтовая марка данной страны (и только она, а не ее денежный эквивалент). При этом, почтовый работник производит операцию полного "гашения" купона, проставляя в правой нижней его части штамп-штемпель. В последующем, почтовое ведомство все погашенные купоны пересылает в IB UPU и получает взамен их валютную номинальную компенсацию.
 Среди же коротковолновиков, IRCs очень часто совершают многооборотные "прогулки" по миру - перекладываясь из конверта в конверт, от одного адресата к другому (при взаимном "выбивании" необходимых QSLs). Исключением являются, разве что всевозможные менеджеры, которым купоны поступают либо в счет оплаты за дипломы, либо - определенный членский взнос, DONATION и др. В этом случае они частично сдаются на почту - для оплаты необходимых отправлений, а остальные
- реализуются персонально радиолюбителям или своим радиолюбительским организациям.
 "Подводные камни" (о которых речь шла несколькими абзацами выше) могут возникнуть при оплате какой-нибудь заявки на диплом (кстати, ARRL для дипломной программы DXCC c 1.01.2002 прекратила принимать IRCs к оплате), т.к. ими могут не приняться к оплате как "чистые" IRCs, так и погашенные при продаже (по небрежности почтового работника) в его правой части. Такие, попавшие к вам купоны, лучше (не исключая определенной степени риска) использовать при единичных своих отправлениях в качестве SASE для получения необходимой вам QSL.
 Литература и источники:
1. Георгий Члиянц (UY5XE). "Международные почтовые деньги" ("Радио"; #12/1992).
2. Георгий Члиянц (UY5XE). "IRC - что это!" (бюл. UDXC; #45 - 1996, с.1).
3. Георгий Члиянц (UY5XE). "IRC, или международные почтовые деньги" ("Я - радиолюбитель"; #8 - апрель 1997, с.3).
4. Георгий Члиянц (UY5XE). "IRC - международные почтовые деньги" ("КВ журнал"; #3/1997, с.38-39).
5. Георгий Члиянц (UY5XE). "IRC, или международные почтовые деньги" (бюл. UCC; #2/1997, с.26-27).
6. Георгий Члиянц (UY5XE). "IRC - как средство международных почтовых расчетов" ("Справочник DX-мена"; Львов: 1998, с.15-18; 2001, с.24-26).
7. Георгий Члиянц (UY5XE). "IRC: история и "кругооборот" ("РАДИОмир КВ и УКВ"; #10/2002, с.5-6).
8. Wolf Harranth, OE1WHC. "IRC - die heimliche Wahruhg" ("Aus den Schatzen der QSL-Collection"; Theuberger Verlag GmBH; Berlin: 1996, p.94-95).
9. Юрий Балтин (YL2DX). "IRC - почтовые купоны" ("РАДИО"; #7/2002, с.61-62).
10. "Hовые купоны IRC" ("РАДИО"; #7/2006, с.62).
11. http://www.upu.int
12. http://www.qrz.ru/articles/detail.phtml?id=215

Просмотров: 1020 | Добавил: blrci | Рейтинг: 5.0/1
Copyright Beer Lovers Radio Club International © 2017
Translate
Форма входа

Мульти Поиск
Поиск по сайту




Календарь
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
3D облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Хостинг от uCoz